Naruto XD
25.08.2009 в 20:35
Пишет  sea-budjum:

Кобаяши Мару
В тосовском сообществе переводят один из трековских романов — "Кобаяши Мару" (он авторства Шатнера, но заранее не пугайтесь). Кирк, Маккой, Скотти, Сулу и Чехов, внезапно! оказавшись дрейфующими в неисправном челноке, ждут, пока их спасет Спок предаются воспоминаниям о буйной молодости, т.е. в нашем случае о том, как все они, кроме Маккоя, в свое время проходили злополучный тест.

Тест этот зацепил меня еще при первом просмотре 11-го фильма, так что я много думала на эту тему и с интересом слежу за переводом.
Как мы помним, в альтернативной вселенной Кирк взломал систему и изменил условия теста: в ключевой момент щиты клингонов оказались опущенными, и Энтерпрайз получил возможность успешно атаковать (к слову, в вышеуказанной книге тоже имеют место взлом и изменение условий, но последнее решено изящней и забавней). Обман раскрылся, Кирка призвали к ответу.
Во 2-м фильме Кирк рассказывает, что поступил аналогичным образом, но, если мне не изменяет память (честно говоря, нет никаких сил смотреть второй раз), о взысканиях речь не идет, более того, о Кирке говорят как о единственном кадете, который прошел этот тест.
Так считается ли это выигрышем? Вин или эпик фэйл? Сначала я была согласна с версией 11-го фильма. Читерство есть читерство, так что ни о какой победе речь не идет. Потом изменила свое мнение. И вот почему.

Какова суть теста? Вспомним Спока. Задача, объясняет он, показать, что бывают ситуации, когда капитан не может обмануть смерть. А теперь подумаем над этим. Такие ситуации бывают, не вопрос. Ну и что? Это значит, что нужно отказаться от борьбы? Разве это правильный урок для будущих капитанов (и не только их)? Может, задача кадета в том, чтобы принять неизбежное и сохранить достоинство (а также продемонстрировать максимальную эффективность действий) перед лицом скорой смерти? Но тогда тест ее не решает, потому что как ни крути — это симуляция, это игра, ты не обманешь себя настолько, чтобы поверить в реальность происходящего. А на адекватные действия в таких ситуациях должны натаскивать все время обучения, чтобы до автоматизма сбить.

На мой взгляд, тестовая ситуация здесь не внутри — миссия по спасению пострадавшего корабля + неожиданное столкновение с клингонами и трагическая развязка, а снаружи — столкновение кадета с "Кобаяши Мару", т.е. принципиально безвыходной ситуацией/нерешаемой задачей. Как ты поступишь? Опустишь лапки, пробормочешь себе "ну, все знают, что его не пройти" или попробуешь второй раз, третий? Будешь ты действовать изнутри, предпринимать какие-то неожиданные шаги — например, в одноименной книге Чехов протаранил врага, Сулу, цитирую пересказ переводчика, "вообще отказался спасать "Кобаяши Мару" и улетел", Скотти тоже что-то интересное сделал (этого пока не перевели), или попробуешь выйти из системы и сыграть на своих условиях. Если судить с этой позиции, Кирк, на мой взгляд, справился на отлично :) А чему их в таком случае хотят научить в академии альтернативной реальности, осталось для меня загадкой.

Кстати, еще про книгу — там есть другой интересный тест, для которого Кирк снова находит оригинальный вариант решения.

URL записи